Травники
Когда человек ощущал себя частью животного мира, он был несравненно ближе и к миру растений, умел не только рационально использовать различные травы, деревья, их листья и цветы себе на пользу, но умел, общаясь с ними как с равными существами, вынуть из них тайные и волшебные свойства. В ту пору человек знал особый язык общения с природой, будучи ее частью, и не самой сильной. Он просил помощи, получал ее и был за это благодарен. Поэтому, видимо, и помогали в те поры травы человеку лучше и быстрее.
Вдохновенные колдуны, всеведующие зелейники, травознаи ходили по лугам и лесам, как в насаженном собственными руками саду: всякой травы, всякой былинки знали свойства и место. Они хотели и умели использовать не только целебные, но и заветные, волшебные.
Травы, долженствующие обладать таинственной силою, собирали в ночь на Ивана Купалу или Аграфену Купальницу (или Аграфену Лютые Коренья), когда все земное зелие-былие получало сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую.
В старинных рассказах о свойствах трав и других растений много полезного, что можно использовать и в сегодняшней жизни. Материалы книг, описывающих травы — «Зелейников», «Чародейных травников», «Лечебников», — ценны и используются до сих пор. Главное, что забылось в суете современного мира, это — как «брать траву». «Целебна трава, если собирать ее знаючи», — вот правило.
Иные травы требовалось рвать, очертя место во круг нее золотом или серебром, что называлось «пронимать сквозь серебро или злато». Это делалось так: клали на землю около травы с четырех сторон серебро (монеты, украшения) или раскидывали вокруг золотую гривну (тяжелую шейную цепочку).
Ночные травы цвели огнем. Таковы были черная папороть, царе-царь, лев, голубь и другие. Иной цвет пылал неподвижным, сильным пламенем, иной имел вид молнии, летучего, призрачного огня.
Когда они попадали в руки знахаря, сила их все же не могла сказаться вовсю без чародейного, заговорного слова. Травы словно бы нужно было уговорить, умолвить помочь человеку — или навредить ему.